Международная конференция

Сибирский Север и Арктика в условиях глобальных вызовов XXI века


Conference Report

Первый день

В конференции принимают участие представительные делегации учёных крупнейших российских институтов, занимающихся исследованиями Севера и Арктики, представители Министерства иностранных дел и Министерства регионального развития РФ, аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, делегация известных экспертов от науки и бизнеса из Канады.

С приветственным словом к участникам конференции обратились Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском Федеральном округе Виктор Толоконский, Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады в России Джон Слоан.

«Опыт показывает, что залогом успешного развития является сотрудничество, — обратился к делегатам Губернатор края Лев Кузнецов. — На Севере этот закон действует даже жестче, чем в тёплых краях. Здесь не выжить в одиночку. И самое важное, что нас всех объединяет, — это вопросы коренных малочисленных народов Севера. Сохранение их традиционного жизненного уклада, создание условий для вовлечения северян в сегодняшние экономические реалии является нашей общей задачей и ответственностью».

«Арктика всегда являлась точкой приложения наших общих усилий, общих интересов в области экономики, культуры, охраны окружающей среды, — добавил Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады в России г-н Слоан. — Сотрудничество является главной превалирующей чертой в освоении Арктики – это касается и определения границ континентального шельфа наших стран, и защиты экологии Арктики». По словам посла Канады в России Джона Слоана, конференция отражает весь спектр отношений между Россией и Канадой. Г-н Слоан отметил, что Красноярский край и провинция Канады Манитоба уже имеют тесные отношения в части организации транспортных вопросов, и сообщил, что в планах канадской стороны расширение взаимоотношений за счёт включения в проект других канадских провинций и соседних российских территорий.

Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации Александр Викторов рассказал о направлениях деятельности Рабочей группы по Арктике и Северу Межправительственной российско-канадской экономической комиссии.

«Основной базовой структурой решения транспортных проблем мы сейчас рассматриваем Cеверный морской путь и, естественно, всё, что связано с обеспечением его работы. Мы говорим о железнодорожном, автомобильном и о речном транспорте, о развитии всех этих систем. Здесь у Красноярского края есть достаточно большие перспективы развития по вывозу сырья, добываемого на Cевере в большом количестве. Проблематична и ситуация со связью — для этого мы договариваемся о запуске двух спутников, которые будут обеспечивать связь в арктической зоне», — отметил Викторов.

Доклад Виктора Толоконского

Полномочный представитель Президента, отметил, что «совместная российско-канадская работа идет уже много лет. Мы изучаем опыт Канады по работе в северных территориях, освоению и использованию природных богатств Севера, по поддержке коренных народов, населяющих Север. Канадские специалисты также изучают исторический и современный опыт нашей страны».

По словам Виктора Толоконского, «сегодня пройдут специальные консультации между Министерством регионального развития России и соответствующими специалистами, Послом Канады для подготовки совместного плана действий двух стран. С российской стороны такой план уже подготовлен, сейчас требуются организационные процедуры, чтобы совместить его с предложениями канадской стороны».

«Ожидается, — подчеркнул полпред, — что будут достигнуты новые договоренности между учёными, поскольку эта работа координируется несколькими научными институтами, в частности, Институтом экономики СО РАН, который исторически занимается этой проблематикой. Сейчас к этой работе подключаются несколько университетов: Сибирский федеральный университет в Красноярске и университет в Архангельске, а также некоторые научно-образовательные комплексы России».

«Важно, что это направление сейчас активно развивается в Красноярском крае. Именно Красноярский край имеет мощные традиции по работе на Севере, на его территории очень много перспективных месторождений по добыче нефти и газа для развития других базовых сфер экономики. В регионе есть выход на Северный морской путь и Северный полюс. Здесь формировались многие проекты на развитие кросс-полярных авиационных маршрутов. Поэтому очень надеюсь на потенциал Сибирского федерального университета в развитии научных разработок в этих направлениях, активность правительства края. Хотелось бы, чтобы Красноярск стал традиционной площадкой для обсуждения данных проблем, для выработки новых подходов, новых управленческих решений в развитии арктического Севера».

Второй день

В работе международной конференции «Сибирский Север и Арктика в условиях глобальных вызовов XXI века» принимают участие почти 200 учёных, представителей власти и бизнес-сообщества. Заявлено свыше 50 научных докладов.

Учёные обсуждают проблемы развития Арктики в мировом контексте, ресурсный потенциал сибирского Севера, вопросы транспортной инфраструктуры, международного сотрудничества и формирования эффективной среды обитания.

«Красноярский край на самом деле может и способен выполнить новую функцию, новую миссию — быть экономическим интегратором всего пространства на востоке России между Сибирью, Дальним Востоком, южными и северными территориями», — подчеркнул координатор российско-канадской программы «Обмен опытом управления северными территориями», заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Вячеслав Селивёрстов. Он уверен, что «несмотря на то, что с точки зрения экономики российский Север очень привлекателен, мы должны просчитывать и так называемые социальные эффекты. Иногда нам нужно не считаться с затратами, потому как в любом случае людям, которые проживают в восточной части России, мы должны предоставить достойные условия жизни, а для этого нам нужна очень хорошая энергетическая составляющая и обеспечение энергоресурсами». В том числе и по этой причине «россиянам необходимо было бы задуматься о том, чтобы в Сибири постоянно проводить форум по этим проблемам. Вопросы Севера Арктики — это исключительно важная проблема, и мы должны консолидировать усилия власти, науки и бизнеса».

Делегация из провинции Манитоба – канадского побратима Красноярского края поделилась опытом со своими российскими коллегами. Руководитель делегации, депутат Законодательного Собрания провинции Манитоба Том Невакшонофф в своем выступлении акцентировал внимание на стратегическом партнёрстве двух стран, обеспечивающем экономическую выгоду обеим сторонам.

Директор по планированию и анализу управления аэропортов Виннипега Джэй Пасемко отметил: «Продвижение в развитии российско-канадских инициатив в плане передвижения по воздушному мосту пройдет через аэропорт Виннипега, что в целом приведет к сокращению времени на 20%. В частности, экспериментальные полеты из Нью-Дели в Виннипег через Красноярск, показали, что на таком протяженном маршруте экономия времени составила 10%».

Исполнительный директор «CentrePort» Альберто Веласко рассказал об инвестиционных решениях по реализации проекта «единого окна» через Виннипег, образующего цепочку связей Канады, Америки, Мексики с европейскими и азиатскими странами.

Исполнительный директор Корпорации развития морского порта «Черчилль» Джефф Макикэрн подчеркнул, что морской путь от Черчилля до Мурманска, связывающий Канаду и Россию, — наиболее короткий и дающий логистические преимущества обеим странам, а экономия по времени составляет более 5 суток. Если первоначально перевозилось только зерно, то сейчас происходит диверсификация грузоперевозок, например, доставка удобрений. По расчётам специалистов, этим путём можно будет перевозить и людей.

Ректор Сибирского федерального университета, академик РАН Евгений Ваганов сделал на конференции доклад о влиянии климатических изменений на леса Северной Евразии. Группа учёных, работающая в команде Евгения Ваганова, в итоге длительных наблюдений по сети метеорологических станций, использования данных аэрофотосъемки, дистанционного зондирования, анализа данных лесовозобновления, дендрохронологических и других методов исследований как результат потепления отмечает структурные изменения на границе леса: увеличение плотности древостоев, медленную миграцию «теплолюбивых» видов деревьев (ель и пихта) в зону тундры и увеличение радиального прироста деревьев.

«Красноярский край располагает большими запасами нефти, прежде всего на левобережье Енисея. В свое время край был одним из лидеров в настоящем промышленном освоении Арктики. Ни одна страна в мире не создала такой мощной металлургической промышленности, какая была создана в районе Норильска в советское время, и до сих пор она не имеет аналогов в мире, — отметил в своем выступлении Алексей Конторович, академик РАН, председатель Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений. — Сейчас идёт диверсификация и расширение этой экономики. Думаю, нам пора привыкнуть к тому, что в Арктику надо приходить с тем, чтобы развивать весь спектр направлений, а не для того, чтобы прибежать, схватить плохо лежащие ресурсы и убежать. В Арктику надо приходить всерьёз и надолго, надо приходить туда аккуратно, не нарушая её природы».