Международная конференция

ИКТ в образовании в течение всей жизни


Программа конференции

 

Уважаемые коллеги!

 

Планируемые мероприятия международной конференции

Внимание! могут быть внесены изменения.

 


 СПИСОК ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕКЦИЙ

Е-портфолио в образовании и трудоустройстве. (Смолянинова О.Г.)

Электронное портфолио, как уникальная образовательная технология персонального и профессионального оценивания развития в течение всей жизни. Рассмотрение проблематики, где электронное портфолио на различных ступенях образования и процессах перехода, а так же возможностей преобразования и развития в течение всей жизни. На секции будут рассмотрены вопросы представления позиций использования электронного портфолио в образовании NON SCHCOLAE, SED VITAE, а так же как сделать технологию электронного портфолио не только lifelong, но и lifewide и включить мотивацию самого обучаемого.

Подходы к ЭО и ДОТ в профессиональном обучении(Гафурова Н.В.)

Актуальная нормативная база для ВО в ЭО и ДОТ. Белая Книга России ЭО и ДОТ. Международные и российские подходы к ЭО и ДОТ, включая мониторинг МОН РФ и международные аккредитации. Подготовка ППС к ЭО и ДОТ. Сетевое взаимодействие среди вузов. Ключевые позиции реализации ЭО и ДОТ на разных ступенях высшего образования. Персонификация учебного процесса.

Инновационные информационные технологии в образовании (Носков М.В., Ковалевич И.А.)

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования. Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Социальные науки и ИКТ инновации (Новиков А.С.)

На секции будет рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся применения современных компьютерных технологий как в ВУЗовском образовании, так и в программах переподготовки и повышения квалификации. Мы надеемся, что участие в работе нашей секции окажется для Вас уникальной возможностью обменяться опытом и услышать о последних инновациях, связанных с ИКТ в образовании.

«Третий возраст: Старшее поколение в современной информационной среде» (Лукина А.К.)

«Третий возраст: Старшее поколение в современной информационной среде» • Университет «Третий возраст» как средство реализации активной жизненной позиции старшего поколения • Программа «Молодые – пожилым» - обучение пожилых работе в информационной среде • Развитие «навыков для жизни» в современном обществе у пожилых людей • Университет «Третий возраст» и развитие творческого потенциала пожилых • Информационные технологии как средство преодоления одиночества в пожилом возрасте

 

Согласовываем.

 


ПРОБЛЕМНЫЕ СИМПОЗИУМЫ


ИКТ в инклюзивном образовании
На симпозиуме предполагается обсуждение следующих вопросов: • Возможности дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями • Ограничения дистанционного обучения • Технологии социально-психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся на дистанционном обучении • Роль родителя в дистанционном обучении • Сопровождение родителей детей, находящихся на дистанционном обучении • Особые компетенции педагога, работающего в дистанционном режиме • Социальной и жизненное самоопределение детей, находящихся на дистанционном обучении.
Тьюторское сопровождение в практико-ориентированном образовании
Основная модель тьюторского сопровождения, разработанная представителями межрегиональной тьюторской ассоциации под руководством Т. М. Ковалёвой зафиксированная в «Стандарте тьюторской деятельности», ориентирована на сопровождение учебной деятельности в разных возрастах, как в образовательных институтах, так и в формах свободного образования. В то же время образовательные программы, сложившиеся в открытом дополнительном образовании (преимущественно, для подростков и школьников старших классов) и программы молодёжной политики, включающие в себя образовательную компоненту, такие, как «ТИМ–Бирюса» и «ТИМ–Юниор», строящиеся вокруг исследовательской, проектной, творческой деятельности, профессиональных проб, включают в себя тьюторское сопровождение, но строящееся в иных формах и решающее иные задачи, чем тьюторское сопровождение учебной деятельности. Специфика тьюторского сопровождения в программах, строящихся вокруг продуктивной деятельности участников, описана недостаточно; отсутствует единая норма организации тьюторского сопровождения, недостаточно сформирован язык описания и модели организации тьюторской деятельности, специфичных для разного типа программ. Оформление такой нормы и языка описания требует сопоставления форм тьюторского сопровождения, сложившихся в различных программах. Это актуально не только для открытого дополнительного образования школьников и программ молодёжной политики, но и для разворачивания в системе среднего профессионального образования форм «дуального образования», также строящихся вокруг профессиональной пробы студента, и подготовки тьюторов для этих форм. Предполагается в ходе проблемного симпозиума обсудить прецеденты тьюторского сопровождения в различных программах открытого дополнительного образования и молодёжной политики, выделить контур инвариантной модели тьюторского сопровождения продуктивной деятельности и её параметры. Участники проблемного симпозиума: Преподаватели ИППС СФУ: к.ф.-м.н., профессор Аронов А.М.; к.ф.-м.н., доцент Бутенко А.В., к.филос.н., доцент Ермаков С.В.; к.пед.н., доцент Баженова К.А. Партнёры: «Общий деловой интерес» (Негосударственная ассоциация дополнительного образования», Конторин В.А. (руководитель). КР МОО «Сибирский Дом», Аверков М.С. (директор). КГАУ «Молодёжный центр «Форум»», Бажитов Н.В. (руководитель методического отдела, руководитель содержательной программы «ТИМ–Бирюса»). Центр современных технологий профессионального образования, Иванова Л.В. (директор).
ИКТ и проблемы психологической безопасности
На проблемном симпозиуме предполагается обсуждение следующих важных на сегодняшний день тем: факторы риска интернет-зависимости и методы организации профилактики аддиктивного поведения в условиях образования и семьи; проблема одиночества и самочувствия - ресурсы и риски социальных сетей; типы сетевых коммуникаций и риски обмана и манипуляций; личностные ресурсы человека: критическое мышление, эмоциональная компетентность и другие как факторы психологической защиты в условиях экспансии интернет.
Тьюторство как фактор развития образовательной практики (Бекузарова Н.В.)
В ходе работы проблемного симпозиума предполагается: 1. Обсуждение развития практик индивидуализации и тьюторства в Российской Федерации. 2. Презентация проекта основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Тьютор». 3. Панельная дискуссия
  

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

ИКТ и проблемы психологической диагностики (Шошина И.И.)
В рамках круглого стола предполагается обсуждение возможностей информационно-компьютерных технологий в консультативной психологии, клинической психологии, психологии труда и инженерной психологии, социальной психологии, психофизиологии и возрастной психологии и других областях. Предполагается обсуждение общих вопросов, касающихся качественных и количественных эффектов компьютерной психодиагностики, перспектив развития компьютерной психодиагностики, вопросов разработки интеллектуальных психодиагностических систем, эффективных компьютерных методов анализа психодиагностических данных, конструирования психодиагностических методик, создания развитых баз психодиагностических данных.
Организация общественно-образовательного партнерства средствами ИКТ (Седельников А.А., Гревцова И.В.)
Программы развития образовательной информационной среды города, округа, образовательного учреждения, отдельного учебного предмета, используют показатели информатизации, характеризующие уровень: оснащенности средствами ИКТ и информационными ресурсами, их доступности (непосредственной и телекоммуникационной), их реального использования, вызванных информатизацией изменений в образовательном процессе и укладе школы, результативности применения ИКТ. Круглый стол объединяет общая тема - обеспечение информационной открытости системы образования на всех уровнях. Этот принцип является одним из приоритетов современной российской образовательной политики. В рамках работы круглого стола будут обсуждены результаты общероссийских и региональных исследований показывают, насколько продвинулась сегодня система образования в обеспечении информационной открытости. Эксперты, работники системы образования, представители средств массовой информации и родительской общественности предлагают свой взгляд на эффекты, барьеры и перспективы повышения прозрачности в этой сфере. Рассматриваются успешные практики информирования и коммуникации образовательных организаций и органов управления образованием с общественностью.
Модернизация преподавания математических курсов в общем и высшем образовании (Кытманов А.М., Зыкова Т.В., ИМиФИ СФУ, г. Красноярск)
В настоящее время в России набирает обороты кризис системы естественнонаучного и технического образования. Мышление и способы обучения и познания окружающего мира у молодых людей, родившихся во второй половине 1990-х – начале 2000-х существенно отличаются от таковых у людей поколений 1970-х – 1980-х, не говоря уже о более ранних поколениях. Абстрактные фундаментальные знания, ценящиеся у людей старших поколений (преподавателей) в виде формул и теорем потеряли свою ценность у студентов. В частности, математические курсы часто ассоциируются у студентов с мучительной неизбежностью, через которую нужно пройти на младших курсах. Теоретические результаты на лекциях воспринимаются как нечто ненужное, практические занятия часто сводятся к решению стандартных однотипных задач, что не возбуждает интерес к изучению предмета, а, скорее наоборот, убивает его остатки. Кроме этого, доступ в интернет и возможность использования математических вычислительных систем позволяет получать решение стандартных математических задач средствами вычислительной техники. Так, например, особой популярностью у студентов пользуется бесплатный онлайн процессор знаний Wolfram|Alpha (http://www.wolframalpha.com/), который обладает системой интеллектуального построения математического кода по тексту, введенному в свободной форме.Таким образом, весьма актуальной является проблема модернизации математического образования, заключающегося в преобразовании методик и использование нового инструментария в преподавании математических курсов.
Структура содержания образовательных программ в современной системе непрерывного образования (Соснин В.Н., ИППС СФУ, г. Красноярск)
Согласовывается
ИКТ в подготовке трудовых ресурсов
Эффективное управление человеческими ресурсами отрасли и персоналом отдельной отраслевой компании непосредственно связано со стратегиями, инновациями, разработкой перспективных идей. В рамках этих связей определяются общие направления кадровой политики в сфере наемного труда, что ведет к необходимости создания особой отраслевой культуры, отражающейся как в деятельности отрасли в целом, так и отраслевых компаний, благоприятствующей сотрудничеству между работниками в достижении общих целей развития. Тема раскрывается на примере такой динамично развивающейся отрасли российской экономики, как сфера информационно-коммуникационных технологий и связи (ИКТ).
  • Возможно так же обсуждение следующих тем:
  • «Региональные особенности развитие межкультурной толерантности»  (Рафиков Р.Г., г. Красноярск)
  • Менеджмент и брендинг образовательных инноваций (Аронов А.М., г. Красноярск).

 


МАСТЕР-КЛАССЫ


Игры для образования
Игра является важным элементом учебной деятельности и является наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Они получают возможность проявить свой артистизм; реализовать накопившуюся энергию; опробовать свои силы и способности в условиях конкуренции; действовать, не боясь ошибок; получить опыт действий в различных жизненных ситуациях; реализовать страсть к исследованию. Представляется важным, что школьники могут принять участие в решении определенной задач. В этом процессе они получают возможность самореализации своих внутренних потребностей и склонностей. Игра помогает развивать творческие познавательные способности, служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра является сильной мотивацией для интереса учащихся к обучению. Происходит пробуждение познавательного интереса, активизируется внимание, запоминание, восприятие, интерес и мышление. В данном процессе ребенок может выполнить огромный объем познавательной работы, пропадает боязнь сделать ошибку, осуществляется самостоятельный поиск знаний. В социальном смысле игровая учебная деятельность сплачивает школьников и воспитывает уважение друг к другу, формирует толерантное отношение к различным мнениям и понимание социального многообразия. Высокий потенциал удовлетворения коммуникационных потребностей школьников способствует становлению коллектива в процессе совместной учебной деятельности. Игра используется как инструмент общения, а также для преодоления неприятных ситуаций, решения эмоциональных проблем. В контексте образовательного процесса можно дать следующее определение игрового подхода в преподавании – это один из видов деятельности, в котором создается особая ситуация и четко формулируются задачи, вырабатываются определенные правила, распределяются роли и организовано взаимодействие при их выполнении, поддерживается интерес и мотивация к участию, поддерживается импровизация и творчество. Игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.
Методика и практика дистанционного образования
Термин «дистанционное образование» не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе. Рассмотрим подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его возможностей. Дистанционное образование (ДО) - это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, по­средством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Взаимо­действие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изоли­рованными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом. Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.
Реализация  смешанного обучения в условиях работы российских школ по ФГОС
Характерной особенностью современной жизни является высокий темп изменений в различных сферах деятельности человека. Каждое новое поколение с момента рождения погружается в интенсивно меняющиеся условия жизни, что непременно сказывается на траектории развития и становления человека. Система российского образования динамично развивается, учитывая требования и условия, с которыми встречается ученик и выпускник школы. Перед школой и педагогическим коллективом ставятся новые и сложные задачи. Эти задачи касаются не только знаниевой подготовки обучающихся, но и развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения. Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (статья 15). Опыт активного использования электронного обучения в западных странах и сравнение его с традиционными формами обучения, основанными на прямом личном общении учителя и обучающегося, выявили чётко различимые сильные стороны каждой из этих форм. Так, к сильным сторонам электронного обучения относят гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами и др. К сильным сторонам традиционной очной формы обучения причисляют эмоциональную составляющую личного общения, спонтанность в образовании цепочек ассоциативных идей и открытий.
Сервисы Web - 2.0 просто о сложном
Современную глобальную сеть вряд ли уже можно представить без блогов, социальных сетей, облака сервисов какой-либо поисковой системы (Яндекс, Google и т.д.), Википедии, и подобных ей ресурсов. Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (социальные сети: Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). Казалось бы, как еще можно применять возможности технологии Web 2.0, причем в целях педагогической практики? На этот опрос есть ряд ответов: Использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях. Самостоятельное создание сетевых учебных материалов. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания. Участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов. Наблюдение за деятельностью участников сообщества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0, наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.

 


ПРЕЗЕНТАЦИИ


Интерактивные e-Learning платформы в инженерном образовании (Кытманов А.М. ИМиФИ СФУ, г. Красноярск)
На примере реализуемых в Венском техническом университете e-Learning платформ MMT и Maple T.A. рассматриваются возможности увеличения интерактивной составляющей обучения студентов как на аудиторных занятиях, так и во время удаленной работы.
IТ-обучение. Медиаресурсы (Брюханов В.А., г. Красноярск)
Медийные ресурсы (медиаресурсы) совокупность накопленных на носителях записи информационных продуктов СМИ, с целью дальнейшего их использования. Информационный продукт есть совокупность данных, подготовленная его производителем для последующего распространения. Термин получил широкое распространение в процессе использования ресурсов СМИ в цифровых форматах записи, позволяющих предоставлять пользователям медийные ресурсы в глобальной сети Интернет. Таким образом,они составляют материальную основу функционирования СМИ в сетевой среде - на сайтах, порталах. По содержанию (контенту) сетевые медиаресурсы отличаются от ресурсов, функционирующих в классических формах распространения - в печатном виде, в эфирной трансляции, при передаче по кабельной сети, при использовании разл. носителей записи (фотографической и магнитной ленты, грампластинок, компакт-дисков и пр.). При функционировании в сетевой форме, наряду с «полнотекстовым» форматом сообщения, может использоваться его сокращенный вариант, позволяющий ознакомиться с аннотированным содержанием, используется также архивное хранение сообщений, открывающее доступ пользователям к прежним выпускам, передачам. Широта возможностей цифровой обработки и хранения информации позволяет дополнять многовариантность форматов функционирования сообщений размещением дополнительной информации - анонсами будущих выпусков, программами передач и пр. Возможность удаленного доступа к сетевым ресурсам открывает их владельцам возможность предоставления пользователям новых информационных услуг по индивидуальному запросу. Коммуникационные сервисы порталов, сайтов, на которых размещены медийные ресурсы, расширяют спектр обратных связей с сетевой аудиторией (веб-аудитория).